ФГОС НОО

МКОУ Побединская сош 

ФГОС НОО

 

                             

    I. Целевой раздел

    1. Пояснительная записка     

    2. Планируемые результаты освоения  обучающимися основной образовательной   программы начального общего образования                                                                       

    3. Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования                                       

    II. Содержательный раздел                              

    1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся  на ступени начального общего образования                                                                                  

    2. Программы отдельных учебных предметов, курсов  и курсов внеурочной деятельности

    3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования                                                                                                       

    4.  Программа формирования  экологической культуры здорового и безопасного образа жизни

    5.  Программа коррекционной работы                                                                                                

    III. Организационный раздел    


    1. Учебный план начального общего образования                                                                  

    2. План внеурочной деятельности                                                                                           

    3. Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта. План основных мероприятий по ФГОС       
      Технологическая карта урока в соответствии с требованиями  ФГОС
       Сущность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования ( ФГОС)  в их деятельностном  характере.Главная задача — развитие личности ученика. Традиционные представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков устарели.  ФГОС  определяют  реальные виды деятельности.
       Задачи,поставленные  ФГОС, требуют перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме. Это означает  принципиальные изменения в деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменились и требования  к и технологиям обучения. Внедрение информационно-коммуникационных технологий ( ИКТ) предполагает существенные  возможности расширения образовательных рамок в преподавании  конкретных предметов ОУ.

      Какие же базовые моменты  нужно учитывать педагогу  при подготовке к  уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

      Прежде всего,  рассмотрим этапы конструирования урока:

      1.Определяем тему учебного материала.

      2.Определяем дидактическую цель темы.

      3.Определяем тип урока:
      урок изучения и первичного закрепления новых знаний
      закрепления новых знаний
      комплексного применения знаний, умений и навыков
      обобщения и систематизации знаний
      проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

      4.Продумываем структуру урока.

      5.Продумываем  обеспеченность урока (таблица).

      6.Продумываем  отбор содержания учебного материала.

      7.Определяем  выбор методов обучения.

      8.Выбираем  формы организации педагогической деятельности

      9.Продумываем  оценку знаний, умений и навыков.

      10.Осуществляем рефлексию  урока.

      Требование  федерального  государственного  стандарта: формирование  универсальных  учебных  действий  учащихся. Организовать  урок  в  соответствии с этим  требованием  может  помочь  технологическая  карта  урока.

      Технологическая  карта  урока — это графическое  отбражение  сценария  урока, план проведения  урока  , в котором  заложены   методы   индивидуальной  работы  и   возможности  вариативного  развития  урока.  Здесь описывается  процесс  деятельности , а также  все  операции деятельности и  ее составляющие. В данной  технологической  карте  может быть  четко  отражено  взаимодействие  учителя  и  ученика на уроке , планирование  деятельности на каждом этапе  урока.

      Примерная основная образовательная программа -это   основа образовательной программы образовательного учреждения.
       В ФГОС  указывается, что основная образовательная программа начального общего образования содержит:
      обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.

      Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %,

      а часть, формируемая участниками образовательного процесса, — 20 % от общего объема основной образовательной программы начального общего образования.

      Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы:

      — пояснительная записка;
       — планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
       — учебный план начального общего образования;
       — программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
       — программы отдельных учебных предметов, курсов;
       — программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
       — программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
       — программа коррекционной работы;
       — система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

      Методологические и содержательные основы, сформулированные в ФГОС , определяют требования к современному учителю, который должен демонстрировать:
      универсальные и предметные способы действий;
      инициировать пробные действия учащихся в группах и парах, в мобильных группах;
      консультировать, корректировать их действия;
      искать способы включения в работу каждого ученика;
      владеть технологией проектирования учебного процесса (проектирование «учебных ситуаций», планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса (разработка основной образовательной программы образовательного учреждения и рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и др.

      При этом  главными  затруднениям учителей начальных классов на этапе введения ФГОС являются:
       отсутствие опыта разработки  основной образовательной программы начального образования, а также рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

       Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) является базовым учебно-методическим документом учителя начальных классов.

      Примерная структура рабочей программы:

      1. Титульный лист.
       2. Пояснительная записка: наименование примерной программы; обоснование выбора системы обучения или учебно-методического комплекта (анализ образовательных потребностей учащихся и их родителей), наличие учебно-методического, кадрового, материально-технического, информационного обеспечения и др.; обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы; обоснование тематики содержания национально-регионального компонента.
       3. Календарно-тематический план.
       4. Перечень компонентов учебно-методического комплекта.
       5. Требования к уровню подготовки уч-ся, успешно освоивших рабочую программу.
       6. Характеристика контрольно-измерительных  материалов.
       7. Приложения.
       Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) составляется учителем начальных классов или группой учителей начальных классов на основе примерной программы начального общего образования и авторской программы по учебному курсу (окружающий мир) или предмету для ступени обучения (или отдельно для каждого класса, например, по математике 1 класса).
       Титульный лист данного документа может состоять из следующих позиций: «Наименование образовательного учреждения», «Утверждение» ( данный параметр является  компетенцией образовательного учреждения), «Наименование рабочей программы» (указывается название предмета в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, класс или ступень), «Разработчик(и)  рабочей программы», «Год» (в соответствии с локальным актом ОУ)». Рабочая программа должна модифицироваться ежегодно разработчиком или разработчиками).
       Первым структурным компонентом рабочей программы является Пояснительная записка, в которой представлен список нормативных документов и методических рекомендаций, на основании которых она составлена.

      Рабочая программа составляется на основе следующих нормативных документов:
      федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
      федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (указывается год);
       примерных программ начального общего образования; учебного плана образовательного учреждения (указывается год) и др.

      Далее  определяются основные цели и задачи предмета.
       В данном разделе необходимо прописать:
      основные цели предмета, которые определяются с учетом специфики или миссии образовательного учреждения, обосновывают выбор образовательной программы (системы). При определении целей учитываются общие цели изучения предметов, определенные в ФГОС НОО. Наряду с этим отмечаются задачи предмета (модуля), характерные для данного года обучения.

      В данном разделе уделяем внимание обоснованию выбора системы обучения и (или) различных учебно-методических комплектов для реализации рабочей программы (анализ образовательных потребностей обучающихся или их родителей (законных представителей); учебно-методическое, кадровое, материально-техническое, информационное обеспечение; миссия образовательного учреждения).
       Вторым структурным компонентом   рабочей  программы является Учебно-методическое обеспечение, обеспечивающее  ее  реализацию .
       Учебно-методическое обеспечение по предмету включает дидактическое и методическое обеспечение авторской программы, взятой за основу при разработке рабочей программы. Учебно-методическое обеспечение может быть представлено следующим образом (таблица).
       Таблица «Учебно-методическое обеспечение».Дидактическое обеспечение 
      Методическое обеспечение

      Учебник; Рабочие тетради (если есть); Хрестоматия (если есть); Перечень информационно-образовательных ресурсов (в т.ч. цифровых образовательных ресурсов) и Интернет-ресурсов;
       И др. 
      Программа;
       Методическое пособие (авторское или рецензированное автором).


      Следующий раздел рассматривается как Календарно-тематический план реализации рабочей программы, в котором даётся ориентировочное содержание и время на его изучение, а также характеристика деятельности учащихся  с учётом специфики учебного предмета. Мы используем следующую примерную форму календарно-тематического планирования (таблица).
       Таблица «Примерная форма календарно-тематического планирования».Тема раздела, количество часов 
      Дата 
      Тема урока 
      Федеральный компонент государственного образовательного стандарта 
      НРК (если есть) 
      Практическая часть (только для предмета «Окружающий мир»)
           

      Выделяем в отдельный раздел Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета.
       Далее проводится характеристика контрольно-измерительных материалов. В данном разделе определяется количество контрольных мероприятий в рамках тематического и итогового контроля. Обосновываются способы контроля, дать краткую характеристику контрольно-измерительных материалов (с указанием используемой литературы).
       Структура рабочей программы  является примерной и может быть дополнена другими разделами, отражающими специфику образовательного учреждения и учебного предмета.
       Таким образом, рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) является необходимым базовым учебно-методическим документом учителя начальных классов, а  разработка рабочей программы позволяет накапливать  опыт и помогут педагогам сориентироваться в государственной стратегии образования, путях совершенствования в условиях введения  в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

       

Дата последнего обновления страницы 07.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения