Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС
Сущность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования ( ФГОС) в их деятельностном характере.Главная задача — развитие личности ученика. Традиционные представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков устарели. ФГОС определяют реальные виды деятельности.
Задачи,поставленные ФГОС, требуют перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме. Это означает принципиальные изменения в деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменились и требования к и технологиям обучения. Внедрение информационно-коммуникационных технологий ( ИКТ) предполагает существенные возможности расширения образовательных рамок в преподавании конкретных предметов ОУ.
Какие же базовые моменты нужно учитывать педагогу при подготовке к уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
Прежде всего, рассмотрим этапы конструирования урока:
1.Определяем тему учебного материала.
2.Определяем дидактическую цель темы.
3.Определяем тип урока:
урок изучения и первичного закрепления новых знаний
закрепления новых знаний
комплексного применения знаний, умений и навыков
обобщения и систематизации знаний
проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
4.Продумываем структуру урока.
5.Продумываем обеспеченность урока (таблица).
6.Продумываем отбор содержания учебного материала.
7.Определяем выбор методов обучения.
8.Выбираем формы организации педагогической деятельности
9.Продумываем оценку знаний, умений и навыков.
10.Осуществляем рефлексию урока.
Требование федерального государственного стандарта: формирование универсальных учебных действий учащихся. Организовать урок в соответствии с этим требованием может помочь технологическая карта урока.
Технологическая карта урока — это графическое отбражение сценария урока, план проведения урока , в котором заложены методы индивидуальной работы и возможности вариативного развития урока. Здесь описывается процесс деятельности , а также все операции деятельности и ее составляющие. В данной технологической карте может быть четко отражено взаимодействие учителя и ученика на уроке , планирование деятельности на каждом этапе урока.

Примерная основная образовательная программа -это основа образовательной программы образовательного учреждения.
В ФГОС указывается, что основная образовательная программа начального общего образования содержит:
обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %,
а часть, формируемая участниками образовательного процесса, — 20 % от общего объема основной образовательной программы начального общего образования.
Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы:
— пояснительная записка;
— планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
— учебный план начального общего образования;
— программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
— программы отдельных учебных предметов, курсов;
— программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
— программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
— программа коррекционной работы;
— система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Методологические и содержательные основы, сформулированные в ФГОС , определяют требования к современному учителю, который должен демонстрировать:
универсальные и предметные способы действий;
инициировать пробные действия учащихся в группах и парах, в мобильных группах;
консультировать, корректировать их действия;
искать способы включения в работу каждого ученика;
владеть технологией проектирования учебного процесса (проектирование «учебных ситуаций», планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса (разработка основной образовательной программы образовательного учреждения и рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и др.
При этом главными затруднениям учителей начальных классов на этапе введения ФГОС являются:
отсутствие опыта разработки основной образовательной программы начального образования, а также рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) является базовым учебно-методическим документом учителя начальных классов.
Примерная структура рабочей программы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка: наименование примерной программы; обоснование выбора системы обучения или учебно-методического комплекта (анализ образовательных потребностей учащихся и их родителей), наличие учебно-методического, кадрового, материально-технического, информационного обеспечения и др.; обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы; обоснование тематики содержания национально-регионального компонента.
3. Календарно-тематический план.
4. Перечень компонентов учебно-методического комплекта.
5. Требования к уровню подготовки уч-ся, успешно освоивших рабочую программу.
6. Характеристика контрольно-измерительных материалов.
7. Приложения.
Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) составляется учителем начальных классов или группой учителей начальных классов на основе примерной программы начального общего образования и авторской программы по учебному курсу (окружающий мир) или предмету для ступени обучения (или отдельно для каждого класса, например, по математике 1 класса).
Титульный лист данного документа может состоять из следующих позиций: «Наименование образовательного учреждения», «Утверждение» ( данный параметр является компетенцией образовательного учреждения), «Наименование рабочей программы» (указывается название предмета в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, класс или ступень), «Разработчик(и) рабочей программы», «Год» (в соответствии с локальным актом ОУ)». Рабочая программа должна модифицироваться ежегодно разработчиком или разработчиками).
Первым структурным компонентом рабочей программы является Пояснительная записка, в которой представлен список нормативных документов и методических рекомендаций, на основании которых она составлена.
Рабочая программа составляется на основе следующих нормативных документов:
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (указывается год);
примерных программ начального общего образования; учебного плана образовательного учреждения (указывается год) и др.
Далее определяются основные цели и задачи предмета.
В данном разделе необходимо прописать:
основные цели предмета, которые определяются с учетом специфики или миссии образовательного учреждения, обосновывают выбор образовательной программы (системы). При определении целей учитываются общие цели изучения предметов, определенные в ФГОС НОО. Наряду с этим отмечаются задачи предмета (модуля), характерные для данного года обучения.
В данном разделе уделяем внимание обоснованию выбора системы обучения и (или) различных учебно-методических комплектов для реализации рабочей программы (анализ образовательных потребностей обучающихся или их родителей (законных представителей); учебно-методическое, кадровое, материально-техническое, информационное обеспечение; миссия образовательного учреждения).
Вторым структурным компонентом рабочей программы является Учебно-методическое обеспечение, обеспечивающее ее реализацию .
Учебно-методическое обеспечение по предмету включает дидактическое и методическое обеспечение авторской программы, взятой за основу при разработке рабочей программы. Учебно-методическое обеспечение может быть представлено следующим образом (таблица).
Таблица «Учебно-методическое обеспечение».Дидактическое обеспечение
Методическое обеспечение
Учебник; Рабочие тетради (если есть); Хрестоматия (если есть); Перечень информационно-образовательных ресурсов (в т.ч. цифровых образовательных ресурсов) и Интернет-ресурсов;
И др.
Программа;
Методическое пособие (авторское или рецензированное автором).
Следующий раздел рассматривается как Календарно-тематический план реализации рабочей программы, в котором даётся ориентировочное содержание и время на его изучение, а также характеристика деятельности учащихся с учётом специфики учебного предмета. Мы используем следующую примерную форму календарно-тематического планирования (таблица).
Таблица «Примерная форма календарно-тематического планирования».Тема раздела, количество часов
Дата
Тема урока
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта
НРК (если есть)
Практическая часть (только для предмета «Окружающий мир»)
Выделяем в отдельный раздел Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета.
Далее проводится характеристика контрольно-измерительных материалов. В данном разделе определяется количество контрольных мероприятий в рамках тематического и итогового контроля. Обосновываются способы контроля, дать краткую характеристику контрольно-измерительных материалов (с указанием используемой литературы).
Структура рабочей программы является примерной и может быть дополнена другими разделами, отражающими специфику образовательного учреждения и учебного предмета.
Таким образом, рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) является необходимым базовым учебно-методическим документом учителя начальных классов, а разработка рабочей программы позволяет накапливать опыт и помогут педагогам сориентироваться в государственной стратегии образования, путях совершенствования в условиях введения в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования