Аттестация

МКОУ Побединская сош 

Аттестация

 

 

Инструкция по применению в НСО

Методические рекомендации по НСО

Последние изменения в Федеральном законе 273 «Об образовании в РФ» говорят о том, что аттестация учителей в 2017 году будет проходить в два этапа. На первом этапе педагог должен подтвердить соответствие занимаемой должности непосредственно своей профпригодностью. Следующий — второй — этап подразумевает обоснованное присвоение работнику учебных заведений соответствующей категории. Квалификация может быть повышена только в случае успешного прохождения комиссии, члены которой проверяют знания и навыки педагога очно, при этом определяя его умение общаться с детьми и обращаться с ними как следует — как подобает учителю.

Порядок аттестации педагогических работников в 2016 году

Аттестация работников педагогической сферы считается по закону неукоснительной процедурой и осуществляется регулярно. К 2016 году порядок аттестации педагогов немного поменялся.

По действующему законодательству работникам образовательной сферы надлежит регулярно аттестоваться.

Процедура эта обязательна для каждого учителя. 23 мая 2014 года Минюстом России был утвержден Приказ Министерства образования №276.

Называется он «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Содержание:  Что нужно знать? Особенности процедуры аттестации учителей? Возникающие нюансы?Последние изменения

Положение об аттестации педагогических работников в 2016 году обусловило некоторые изменения в аттестационной процедуре для педагогов.

Что нужно знать ^

Прежде педагоги, желавшие получать более высокую заработную плату, подавали заявление на присвоение квалификации в районо.

Сейчас данная процедура проводится образовательными органами на уровне субъектов РФ. Аттестация педагогов обязательна.

Согласно новым коррективам в законодательстве с периодичностью в пять лет преподаватель обязан переаттестоваться для получения первого либо высшего разряда.

Если педагог не смог подтвердить имеющийся разряд, полученная ранее квалификация аннулируется. Законодательством предусматривается два типа аттестации – обязательный и добровольный.

Аттестация обязательного вида проводится с интервалом в пять лет, вне зависимости от опыта работы.

Она необходимо для подтверждения пригодности к занимаемой должности посредством оценивания профессиональной деятельности.

Пройти добровольную аттестацию вправе каждый педагог в любое время по собственному желанию.

По аттестационным итогам педагога аттестационная комиссия принимает решение: отвечает занимаемой должности;  не отвечает занимаемой должности.

Основные понятия

В Трудовом Кодексе определение аттестации отсутствует. Потому для его расшифровки стоит обратиться к словарям.

Так аттестацией именуется оценка профессиональных характеристик работника и соответствия его квалификационной категории в целях проверки его профпригодности.

Ст.195.1 ч.1 ТК РФ дает определение квалификации. Под данным термином подразумевается степень познаний, навыков, трудовых умений и опыта деятельности определенного работника.

В ст.195.1 ч.2 значение характеристик квалификации, надобных работнику для реализации определенной профессиональной деятельности определяется как профессиональные стандарты.

На настоящее время такие стандарты разработаны для большинства профессий. Применяются они наряду с ЕКС и ЕТКС (квалификационными справочниками), но законодательно применение стандартов не установлено.

Аттестация педагогических работников осуществляется посредство оценки их профессиональных навыков, результатов деятельности, поставленных задач.

Также проверяются педагоги на знание современных образовательных методик и общей концепции современного образования.

Оценка всех факторов в совокупности и способствует определению, сколь соответствует работник званию педагога.

С какой целью проводится

Итоги аттестации позволяют оптимизировать применение трудовых кадров, создать дополнительную стимулирующую базу для профессионального роста, выявить наиболее компетентных работников и уволить сотрудников, не отвечающих требованиям к исполняемой должности.

Обязательная аттестация проводится с целью доказательства соответствия преподавателей занимаемым ими должностям.

Посредством оценивания профессиональной деятельности педагогическому работнику присваивается установленная квалификационная категория. При этом квалификация присваивается по желанию самого работника.

По определению законодательства целями аттестации считаются:

Стимулирование постоянного и целеустремленного повышения Квалификационного уровня работников сферы образования, их методологии, профессионального прогресса и личностного развития

Выявление надобности увеличения квалификационного уровня Педагогов в конкретном учебном заведении

Повышение качественности и результативности образования -

Определение перспектив для использования потенциала отдельных работников

Учет учрежденных федеральными образовательными стандартами требований К обстоятельствам исполнения государственных программ образования при создании кадрового состава образовательных учреждений

Установка соответствующей оплаты труда В зависимости от учрежденной квалификационной категории и объемности педагогической работы

Аттестация базируется на принципах открытости, гласности и коллегиальности. В процессе аттестации обеспечивается беспристрастный взгляд на любого педагогического работника.

Абсолютно непозволительными считаются проявления дискриминации по любым причинам.

Правовая база

С 2016 года аттестация педагогических работников выполняется на основании следующих законодательных нормативов:

ФЗ №273 От 29.12.2012 «Об образовании в РФ»

Приказ Министерства образования и науки РФ №276 от 7.04.2014 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544 н от 18.10.2013 Профессиональный стандарт педагога

Аттестация педагога назначается в срок до шестидесяти дней с момента подачи заявки от лица работодателя или самого педагога. При этом учитывается срок действия ранее полученной квалификации.

Нужно заметить, что да начала аттестации от аттестуемого работника кроме заявления не могут быть востребованы какие-либо материалы, истребуемые при оценке его деятельности.

Также не могут назначаться никакие испытания и проверки его соответствия. На этапе аттестации исследуются всевозможные материалы, предоставленные педагогом: портфолио; видео-уроки; самоанализ; итоги работы; характеристики руководства и прочее.

На основании подробного всестороннего исследования выносится экспертное заключение, которое и становится основанием для окончательного вердикта аттестационной комиссии.

Особенности процедуры аттестации учителей ^

В процессе аттестации проводятся испытание кандидата по вопросам, которые прямо связаны с его профессией. Это позволяет определить, насколько хорошо педагог владеет современными методиками воспитания и преподавания.

Аттестация педагогов осуществляется каждые пять лет. Для этого образовательным учреждением организовывается специальная аттестационная комиссия.

Созданная комиссия оценивает итоги опроса и предоставленные материалы.

Для проведения очередной обязательной аттестации работника работодателю надлежит подать в аттестационную комиссию представление на сотрудника.

Независимо от даты подачи работодатель обязан за тридцать дней до непосредственной процедуры ознакомить под роспись педагога с поданным на него представлением.

Ознакомившись с оным, педагогический работник волен подать в аттестационную комиссию дополнительные материалы.

Таковые подаются, если они могут характеризовать деятельность за время, прошедшее с момента предыдущей аттестации.

Педагог имеет право присутствовать на заседании аттестационной комиссии и даже входить в ее состав. Однако права голоса при голосовании он не имеет.

Правомочность аттестационного заседания признается, если на заседании присутствует не меньше двух третей от полного состава комиссии.

Если в день аттестации педагог не смог явиться по уважительным основаниям, аттестационная процедура переносится на иную дату.

В график аттестаций заносятся коррективы. Работодатель представляет работнику новую дату за тридцать дней до ее наступления.

Когда педагог не является на аттестацию без уважительной причины, решение может приниматься без него. При этом проводится открытое голосование среди присутствующего состава.

По итогам аттестации комиссией выносится решение:

соответствует определенной должности;                       

 не соответствует определенной должности.

Компьютерное тестирование

Ранее квалификационные испытания в процессе аттестации проводились в письменной форме. Новоиспеченный порядок аттестации отменил письменный опрос.

На данное время аттестуемые педагоги направляются в специальный оборудованный центр, где проверяются посредством компьютерного тестирования.

В течение двух с половиной часов аттестуемый работник должен ответить на сто вопросов. При этом в опрос включаются такие темы как: Знание законодательства; основы педагогики и психологии; основы предметных знаний; методики и технологии преподавания.

На каждый вопрос предлагается несколько вариантов ответов, выбрать нужно только один. При получении не меньше шестидесяти правильных ответов, тест считается пройденным.

В противном случае результат аттестации отрицательный. В том, как набрать баллы педагог может надеяться только на собственные знания.

Продуманная система контроля не позволяет «подтасовать» результаты. Первый этап аттестации подтверждает соответствие или несоответствие занимаемой должности.

На втором этапе происходит аналитической обобщение результатов деятельности педагога и присвоение определенной квалификации.

Ко второму этапу педагоги допускаются только при положительных результатах тестирования.

При этом на высшую квалификационную категорию могут претендовать только индивиды, чей результат тестирования составил более восьмидесяти пяти процентов правильных ответов.

«Порядок аттестации педагогических работников» предполагает обязательные требования к каждой квалификационной категории.

Так при заявке на высшую категорию от претендента требуется:

Наличие первой квалификационной категории -

Знание современных обучающих методик и технологий и успешное их использование на практике

Постоянные показатели овладения воспитанниками образовательными программами, причем показатели должны быть выше среднего значения в субъекте РФ, при этом учитываются результаты участия воспитанников в различных олимпиадах, соревнованиях, конкурсах

Внесение личного вклада в улучшение качества системы образования Посредством совершенствования обучающих и воспитательных методов, применения инновационных технологий, а также использования личного опыта

Важным моментом является то, что показатели участия в различных соревновательных мероприятиях учитываются только для оценки тех педагогов, чья деятельность предусматривает подобные аспекты.

Например, требование распространяется на педагога-организатора – ему важно представить результаты проведенных ими мероприятий. По отношению к педагогу-психологу данный пункт применяться не может.

Критерии на первую категорию

Для назначения первой квалификационной категории от претендента требуется:

Обладание современными методами преподавания И результативное использование новых разработок на практике

Устойчивые результаты усвоения Воспитанниками образовательных программ и текущие показатели более средних в субъекте РФ

Персональный вклад в усовершенствование качества образования Базирующийся на улучшении воспитательных и обучающих методик

Как узнать результаты

Результат аттестации можно узнать прямо после определения итогов голосования. Если педагог самолично присутствовал на заседании, результат высказывается ему незамедлительно.

Подробный результат аттестации педагога вносится в протокол. Оный подписывают председатель комиссии, его заместитель, секретарь и все представители аттестационной комиссии.

Данный документ передается работодателю. Впоследствии протокол сохраняется вместе со всеми представлениями и индивидуальными сведениями работника.

На одолевшего аттестацию педагога в продолжение двух рабочих дней готовится выписка из протокола.

Она содержит персональные данные аттестуемого, название его должности, дату проведения аттестации и последствия голосования, в том числе и окончательно постановленное решение.

В течение трех дней после получения выписки работодатель обязан ознакомить с ней педагогического работника. При разногласии педагога с постановлением аттестационной комиссии итоги аттестации могут быть обжалованы.

Заявление на обжалование можно подать в департамент аттестации научных и научно-педагогических работников. Происходит эта процедура в соответствии с законодательством РФ.

Экспертное заключение 

Председателем аттестационной комиссии составляется экспертное заключение. Оформляется оное по форме, установленной Муниципальной аттестационной комиссией.

При этом члены экспертной группы вправе запрашивать дополнительные материалы, которые помогут оценить деятельность работника. комиссия может самостоятельно выбирать методы и формы проведения оценки деятельности аттестуемого педагога.

Процедура аттестации педагогического работника осуществляется посредством оценки совокупности определенного социально-профессионального статуса и экспертного заключения.

 При этом если статус определяется путем тестирования, то экспертное заключение составляется по итогам действий и результатов.

Под действием подразумеваются профессиональные демонстрируемые качества, а под результатами – профессиональная компетентность.

Профессиональная компетентность педагога должна быть представлена в таких категориях как:

?профессионально важные личностные качества педагога;

?целесообразность поставленных задач и целей в деятельности конкретного педагога;

?обеспечение информативной основы педагогики;

?разработка образовательных программ и принятие решений в процессе работы;

?создание мотивации в процессе обучения;

?организация рациональной учебной деятельности.

Для формирования экспертного заключения члены аттестационной комиссии изучают предоставленные педагогом материалы, методики, средства обучения, но может также оценивать учебные занятия и воспитательные мероприятия.

Образец протокола

Протокол это основной документ в процессе проведения аттестационного заседания. Он фиксирует всю информацию о ходе проверки и итоговых результатах.

Унифицированная форма протокола не предусмотрена, потому составляется таковой в соответствии с тезами, прописанными в положении об аттестации работников.

Возникающие нюансы ^

Получит высшую квалификационную категорию в 2016 году можно только после сдачи квалификационных экзаменов.

Ранее педагоги с десятилетним и более стажем работы могли претендовать на присвоение высшей квалификации без сдачи экзамена.

Большинство педагогических работников использовали данную возможность. Потому нововведение вполне логично, поскольку обязует подтвердить соответствие высшей категории.

Подтверждать высшую квалификацию нужно также каждые пять лет. При этом непосредственный работодатель может поставить под сомнение квалификацию педагога и потребовать подтверждения.

Для получения высшей квалификационной категории теперь требуется наличие авторской методики.

При этом методика или собственный опыт преподавания должны быть обобщены в научно-методических или иных изданиях, которые применяется в работе другими педагогами.

По результатам аттестации может быть принято одно из четырех решений:

?присвоить педагогу соответствующую квалификацию или отказать в оной;

?подтвердить имеющуюся квалификацию;

?снизить квалификационную категорию;

?отменить квалификационную категорию.

Если принимается решение об отмене или снижении квалификации для педагога, то за ним сохраняется присвоенная ранее квалификационная категория.

Если педагог не согласен с результатами аттестации и считает, что экзамен был проведен с нарушениями, он вправе настоять на переаттестации.

Для этого он в десятидневный срок после принятия решения должен обратиться в аттестационную комиссию либо, при нарушениях, в вышестоящий отдел образования.

Важными нюансами аттестации также можно считать правильное формирование предоставляемых для исследования материалов. В немалой степени от их качества и содержательности зависит итоговое решение комиссии.

Отчет о самообследовании

Отчет о самообследовании являет текстовый документ, который раскрывает характерные особенности деятельности педагога с профессиональной точки зрения.

По тексту также даются ссылки на веб-сайты, подтверждающие сведения о деятельности педагога (открытые занятия, публикации, личный опыт и прочее).

Могут к отчету прилагаться данные в виде графиков и таблиц с количественными данными.

В процессе оценки отчета о самообследовании экспертами учитываются только те данные, которые описаны конкретно и имеют документальное подтверждение.

Например, самоанализ педагога дополнительного образования может раскрывать ошибки в обучении и то, каким образом удалось их исправить.

Структура и содержание отчета о самообследовании выглядят примерно так:

Профессиональное образование Наличие профильного и дополнительного образования, результаты применения образования в педагогике, самообразование, соответствие поставленных целей по самосовершенствованию определенной категории

Представление о профессии педагога и его миссии Формулировка основных постулатов педагогической деятельности, конкретных целей, создание педагогических проектов, взаимодействие с участниками образовательного процесса, согласованность применяемых методик с государственными стандартами образования, наличие профессиональных достижений

Профессиональная деятельность Обеспечение процесса образования рабочей программой и соответствующим методическим обеспечением, использование современных методик и технологий в обучении, учет индивидуальных особенностей воспитанников, участие в различных инновационных экспериментах, участие воспитанников в конкурсах и соревновательных мероприятиях, экспертная деятельность

Результаты профессиональной деятельности Итоги обучения воспитанников, результаты по итогам мониторинга, результаты по участию учащихся в олимпиадах, преодоление имевшихся проблем в обучении, итоги внеурочной деятельности обучающихся, наличие хороших результатов при взаимодействии с социальными партнерами

Перспективы развития профессиональной деятельности Определение задач на будущее, соответствие поставленных целей профессиональному уровню, планы повышения профессионального развития

В процессе подачи представления в обязательном порядке прикладывается характеристика на педагогического работника. По обыкновению пишет таковую непосредственный работодатель или уполномоченное им лицо.

Так на учителя начальных классов характеристику составляет директор или завуч образовательного учреждения.

Составляется характеристика в произвольной форме, но должна учитывать все самые важные аспекты деятельности педагога.

Примерно план написания выглядит следующим образом:

Общие сведения о педагоге Ф.И.О., занимаемая должность, специализация, имеющееся образование, опыт работы, квалификация

Описание деятельности педагога Сколько произведено выпусков, в каком классе работает на текущий момент, какие программы обучения применяет в работе, над какими методиками или программами работает, насколько компетентен учитель в работе, как организует работу с воспитанниками и родителями Показатели педагогической деятельности Достижения учащихся, достижения педагога .Личностные качества -

Характеристика является официальным документом, потому требует оформления в соответствии с общепринятыми нормами, заверения подписью руководителя и печатью организации.

Зачем нужно портфолио

Аттестационное портфолио позволяет сформировать наиболее полное мнение о педагогической деятельности работника. С его помощью оценивается профессионализм, квалификация и продуктивность работы в целом.

В портфолио заключается различная информация, которая в должной мере отражает уровень профессионализма работника.

На основании его изучения комиссия может объективно оценить успешность и эффективность работы педагога. В состав портфолио включаются материалы и документы за период межатестационной деятельности.

Структура портфолио состоит из нескольких разделов. Их содержание должно соответствовать показателям и критериям экспертного заключения на получение определенной квалификации.

Примерно содержание портфолио может выглядеть так:

Титульный лист. Название документа, год создания

Содержание. Перечень присутствующих разделов с указанием пунктов и подпунктов

Визитная карточка педагога Ф.И.О., образование, специальность, занимаемая должность, стаж работы, наличие квалификации

Самоанализ педагогической деятельности Основные идеи, цели, способы их достижения, борьба с возникающими проблемами, оценка собственного профессионализма

Самообразование. Применяемые методики обучения, методы повышения квалификации и увеличения познаний по профильному направлению

Научная и методическая деятельность педагога.  Разработки собственных методик, образовательных программ, практических занятий

Организация процесса образования. Материалы, применяемые в процессе обучения

Результативность обучения и достижений воспитанников в течение последних пяти лет. Достижения учащихся, отзывы о работе педагога, способы фиксации результатов

Личные достижения. Все имеющиеся у педагога награды, почетные грамоты, благодарственные письма.

Участие педагога в экспериментальной и инновационной деятельности.

Аттестуемый педагог вправе включать в портфолио любые разделы, отражающие суть его деятельности. Также могут прилагаться наглядные образцы используемых материалов и прочее.

Формирование творческого отчета

Творческий отчет представляет собой новую и своеобразную конфигурацию квалификационного испытания. Он помогает комплексно проанализировать целостность системы педагогической деятельности.

Творческий отчет преподавателя должен заключать в себе:

Выступление педагогического работника подробно раскрывающее наличествующий опыт.

Внеклассное занятие , открытый урок или видеозапись по направлению деятельности.

Демонстрирование применяемого учебно-методического комплекса -

К творческому отчету применяются определенные запросы:

Наименование отчета обязано воспроизводить в себе основной принцип опыта.

Выступление должно быть злободневным и иметь практичную значимость для улучшения образовательного процесса . Применяемый опыт должен быть научно обоснован.

Сущность опыта должна быть подробно описана с описанием методик, дидактических материалов, методических инноваций и прочего.

Должны быть приведены результаты применения опыта а также описаны возникавшие в процессе обучения трудности. Должна приводиться длительность использования описываемого опыта.

Также в творческий отчет могут вноситься различные авторские методики, поурочные планы, наглядные пособия и материалы, разработки отдельных тем. На защиту творческого отчета автору дается не меньше одного часа.

Оценивается готовый творческий отчет по его обоснованности, актуальности, результативности итогов педагогической деятельности, качеству выступления.

Последние изменения ^

В 2016 году педагогические работники будут аттестоваться по двум основным критериям. Первый – это прохождение этапа на подтверждение соответствия занимаемой должности.

Причем комиссией проверяются не только познания и навыки педагогического работника, но и умение его общаться с детьми. На данной стадии выявляется соответствие работника должности.

Второй этап аттестации предполагает присвоение определенной квалификации. В 2016 году педагоги могут претендовать на первую или высшую категорию.

При этом если подтверждение соответствия является обязательной процедурой, то заявку на присвоение квалификации педагог может подавать самостоятельно.

Обязательная аттестация предусмотрена по новому законодательству не для всех. Так освобождаются от нее беременные женщины, педагоги в декретном отпуске и работники со стажем работы менее двух лет.

Хотя подавать заявку на аттестацию данным категориям не запрещается.

До внесения коррективов в закон об аттестации недобросовестные педагоги могли сфальсифицировать результаты проверки профессионального соответствия – до полугода готовили открытые уроки, специально выбирали наиболее одаренных детей, преподносили экспертам подарки.

Сегодня для обретения возможности трудиться по профессии и получить квалификационную категорию педагогическому работнику нужно потрудиться творчески, подготовить портфолио и доказать свой профессионализм.

Несмотря на немалое количество недовольных, считающих изменения законодательства излишними, можно надеяться, что столь строгий подход к подбору педагогических кадров сможет улучшить качество образования в целом.                                                      

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276)

См. Регламент проведения Минобрнауки России аттестации педагогических работников организаций, подведомственных Минобрнауки России, направленный письмом Минобрнауки России от 23 декабря 2014 г. N АК-4220/06

I. Общие положения

О применении настоящего раздела см. письмо Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 3 декабря 2014 г. N 08-1933/505

1. Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - организация), определяет правила, основные задачи и принципы проведения аттестации педагогических работников организаций.

Настоящий Порядок применяется к педагогическим работникам организаций, замещающим должности, поименованные в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4381), в том числе в случаях, когда замещение должностей осуществляется по совместительству в той же или иной организации, а также путем совмещения должностей наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором (далее - педагогические работники).

2. Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории*

3. Основными задачами проведения аттестации являются:

стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;

определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;

повышение эффективности и качества педагогической деятельности;

выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;

обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.

4. Основными принципами проведения аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.
II. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности

О применении настоящего раздела см. письмо Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 3 декабря 2014 г. N 08-1933/505

5. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями (далее - аттестационная комиссия организации)*(2).

6. Аттестационная комиссия организации создается распорядительным актом работодателя в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.

7. В состав аттестационной комиссии организации в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).

8. Аттестация педагогических работников проводится в соответствии с распорядительным актом работодателя.

9. Работодатель знакомит педагогических работников с распорядительным актом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации, под роспись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику.

10. Для проведения аттестации на каждого педагогического работника работодатель вносит в аттестационную комиссию организации представление.

11. В представлении содержатся следующие сведения о педагогическом работнике:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии);

б) наименование должности на дату проведения аттестации;

в) дата заключения по этой должности трудового договора;

г) уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки;

д) информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;

е) результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);

ж) мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

12. Работодатель знакомит педагогического работника с представлением под роспись не позднее, чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением педагогический работник по желанию может представить в аттестационную комиссию организации дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации - с даты поступления на работу).

При отказе педагогического работника от ознакомления с представлением составляется акт, который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.

13. Аттестация проводится на заседании аттестационной комиссии организации с участием педагогического работника.

Заседание аттестационной комиссии организации считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа членов аттестационной комиссии организации.

В случае отсутствия педагогического работника в день проведения аттестации на заседании аттестационной комиссии организации по уважительным причинам, его аттестация переносится на другую дату, и в график аттестации вносятся соответствующие изменения, о чем работодатель знакомит работника под роспись не менее чем за 30 календарных дней до новой даты проведения его аттестации.

При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии организации без уважительной причины аттестационная комиссия организации проводит аттестацию в его отсутствие.

14. Аттестационная комиссия организации рассматривает представление, дополнительные сведения, представленные самим педагогическим работником, характеризующие его профессиональную деятельность (в случае их представления).

15. По результатам аттестации педагогического работника аттестационная комиссия организации принимает одно из следующих решений:

соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника);

не соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника).

16. Решение принимается аттестационной комиссией организации в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании.

При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии организации, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

17. В случаях, когда не менее половины членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании, проголосовали за решение о соответствии работника занимаемой должности, педагогический работник признается соответствующим занимаемой должности.

18. Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии организации, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

19. Результаты аттестации педагогических работников заносятся в протокол, подписываемый председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии организации, присутствовавшими на заседании, который хранится с представлениями, дополнительными сведениями, представленными самими педагогическими работниками, характеризующими их профессиональную деятельность (в случае их наличия), у работодателя.

20. На педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола, содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии организации, результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией организации решении. Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под роспись в течение трех рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.

21. Результаты аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки и профессиональной деятельности педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

22. Аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят следующие педагогические работники:

а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории;

б) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;

в) беременные женщины;

г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;

д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.

Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктами "г" и "д" настоящего пункта, возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.

Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктом "е" настоящего пункта, возможна не ранее чем через год после их выхода на работу.

23. Аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации" раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих*(3) и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.
III.Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории

О применении настоящего раздела см. письмо Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 3 декабря 2014 г. N 08-1933/505

24. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию.

По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория.

Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.

25. Аттестация педагогических работников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, a в отношении педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - аттестационные комиссии)*(4).

26. При формировании аттестационных комиссий определяются их составы, регламент работы, а также условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.

В состав аттестационных комиссий включается представитель соответствующего профессионального союза.

27. Аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию, либо направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет".

28. В заявлении о проведении аттестации педагогические работники указывают квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию.

29. Заявления о проведении аттестации подаются педагогическими работниками независимо от продолжительности работы в организации, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

30. Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории.

31. Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.

32. Заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого:

а) определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории;

б) осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения их аттестации.

33. Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней.

34. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа ее членов.

35. Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии аттестация проводится в его отсутствие.

36. Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662*(5);

выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;

личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

37. Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662*(5);

выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;

личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;

активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

38. Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы, предусмотренных пунктами 36 и 37 настоящего Порядка, при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.

39. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

установить первую (высшую) квалификационную категорию (указывается должность педагогического работника, по которой устанавливается квалификационная категория);

отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории (указывается должность, по которой педагогическому работнику отказывается в установлении квалификационной категории).

40. Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов аттестационная комиссия принимает решение об установлении первой (высшей) квалификационной категории.

При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

41. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.

Решение аттестационной комиссии вступает в силу со дня его вынесения.

42. При принятии в отношении педагогического работника, имеющего первую квалификационную категорию, решения аттестационной комиссии об отказе в установлении высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до истечения срока ее действия.

43. Педагогические работники, которым при проведении аттестации отказано в установлении квалификационной категории, обращаются по их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.

44. На основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников соответствующие федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети "Интернет".

45. Результаты аттестации в целях установления квалификационной категории (первой или высшей) педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

46. Квалификационные категории, установленные педагогическим работникам, сохраняются до окончания срока их действия при переходе в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации.

 

Дата последнего обновления страницы 07.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения