Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о науке, к которой вы уже не раз обращались, изучая русский язык в школе. Эта наука —орфография. Само слово орфография образовалось из двух греческих корней:orthos — «правильный» и graphe — «письмо». У слова орфография есть русский аналог — правописание.

Орфография— раздел науки о языке, в котором изучаются общепринятые правила написания слов какого-нибудь языка.
Существует два типа написания слов:
1) по произношению (пишу точно то, что слышу);
2) написание, которое руководствуется орфографическим правилом или традицией.
Орфография занимается вторым типом написания.
Орфограмма— написание по орфографическим правилам или традиции.
Правильно написать то или иное слово нам помогает орфографическое правило.
Орфография изучает:
1) как с помощью букв на письме можно передать звуки речи;
2) когда употребляются большие буквы;
3) в каких случаях слова пишутся слитно, раздельно или через дефис;
4) как правильно переносить слова с одной строки на другую.
Орфографическое правило— это инструкция, в которой указываются условия выбора правильных написаний в слове.

Важный вывод
Ребята, сегодня мы говорили с вами об особой науке о языке — орфографии, которая определяет единообразные способы написания слов с помощью буквенных и небуквенных знаков.
Орфография имеет дело с написанием слова по традиции или по орфографическому правилу.
Орфографическое правило — это инструкция, в которой указываются условия выбора правильных написаний в слове.
Морфемика. Словообразование
Кайры Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. В долгую суровую зиму остров Ионы не_битаем. Но вот н_ступает в_сна. Со_нце пр_гревает землю. Снег тает и начинается ра_рушение льда. В это время на острове по_вляются первые гости. Пр_летают разные птицы кайры бакланы чайки маленькие морские п_тушки. Особенно много на остр_ве кайр. Это красивые сп_койные птицы с ч_рной голо_кой и спинкой с белым брюшком и острым носиком. Они деловито ра_хаживают по скалам и устраивают себе там квартиры. Гнёзд они не строят поэтому забот у них мало. Яйца кайры кладут прямо на скалах. Найдут кайры маленький уступ и кладут туда яйцо. Птицы большую часть времени сидят на скалах или плавают по морю. Сидят они на самых обрывах. Кайра — птица тяж_лая. С ровного места ей подня(тся, ться) трудно. Она выбирает высокие и _брывистые места. С обрыва она бросается прямо вни_ а потом в п_лёте ра_правляет крылья. (По В. Арсеньеву) Грамматическое задание 1. Выполните разбор выделенного предложения. Составьте схему. 2. Сделайте фонетический разбор выделенного слова. 3. Подберите и запишите синонимы к слову тяжёлая. 4. Подберите и запишите антонимы к словам подняться, вниз, красивые. 5. Докажите, записав словосочетания, что слово головка многозначное, употребив его в разных лексических значениях.
Морфемный разбор слова
Здравствуйте, дорогие ребята!
Сегодня мы повторим, что такое морфемы, а также отработаем и закрепим порядок морфемного разбора слова.
Задание 1.
Запишите в тетрадь слова в составе словосочетаний, графически объясните написание приставок.
Ра_будить, бе_дарный, и_пытать, _жимать, и_возчик, бе_печный, в_карабкаться, и_дательство, ни_кий, ра_писаться, в_бираться.
Вспомним!
- Что такое морфема?
- Посмотрите интерактивную таблицу и вспомните, что называется корнем, приставкой, суффиксом, окончанием.
- Что нужно сделать, чтобы определить основу слова? - Как найти корень слова? Задание 2. Выполните тест. - Какую роль играет приставка? Задание 3. - Выделите в словах приставки?
Образовательные ресурсы
Русский язык
Анаграммы
Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык
Балашова Л.В. и Дементьева В.В. "Курс русского языка"
Веб-сервис проверки правописания "Орфограммка"
Грамматический справочник по русскому языку
Е. И. Литневская Русский язык: краткий теоретический курс для школьников
Коллекция: диктанты - русский язык
Культура письменной речи
Морфемно-орфографический словарь
Опорные конспекты по русскому языку
Основные правила грамматики русского языка
Открытая международная олимпиада для школьников "Светозар"
Подготовка к олимпиаде по русскому языку
Правила русского языка
Пособие по орфографии русского языка
Русские словари
Русский язык и культура речи
Словарь русских синонимов
Словопедия
Современный русский
Сочинения по картинам
Справочно-информационный портал "Грамота.ру"
Стилистика русского языка
Толковые словари
Толковый словарь Даля, Ожегова, Ушакова
Филология в задачах
Фразеологический калейдоскоп
Школьный помощник
Электронный учебник "Синтаксис современного русского языка" Н.С. Валгина
Этимологический словарь
Этимология и история слов русского языка
ЯРУС. Портал русского языка
Литература
Авторским голосом
Аудиохрестоматия мировой литературы голосами мастеров сцены
Афоризмы великих людей
Библиотека Гумер - гуманитарные науки
Библиотека "К уроку литературы"
Библиотекарь
Золотой Стихофон
Лекции профессора СПбГУ И.Н. Сухих по русской литературе XX века
Литература
Литература в схемах и таблицах
Литература - понятия и жанры
Литературные сайты
Медиатека образовательных ресурсов
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия
Мифологический словарь
Наследие Марины Цветаевой
Новая литературная энциклопедия
Подготовка к ЕГЭ по литературе онлайн
Пословицы и поговорки
Поэзия серебряного века
Русская виртуальная библиотека
Русская литература XIX века
Словарь литературоведческих терминов
Средства выразительности речи
Сборники поэтического мультимедийного контента
Сказки А.С. Пушкина
Урок в формате А4
Хрестоматия по русской литературе
Справочные материалы
Примеры морфемного, морфологического и синтаксического рабора
Основные средства связи между предложениями в тексте
Фигуры речи. Тропы
Словарь литературоведческих терминов
Классицизм, сентиментализм, романтизм
Основной государственный экзамен
Часть 1 (изложение)
Часть 2 (тесты)
Часть 3 (сочинение)
Синтаксический разбор простого предложения: План разбора: 1. Подчеркнуть главные члены предложения и обозначит, чем они выражены. 2. Подчеркнуть второстепенные члены предложения и обозначить, чем они выражены. 3. Дать характеристику предложению O по цели высказывания; O по интонации; O по количеству основ; O по характеру основы; O по наличию второстепенных членов; O по наличию всех членов предложения; O чем осложнено. Образец разбора: нар. мест. гл. обращ. Как тебя зовут, душа моя? (Вопросит., невосклиц., простое, односост., неопределённо-личное, распростр., осложнено обращением). вв.сл. гл. сущ. сущ. сущ. Кажется, шепчут колосья друг другу. (Пов., невоскл., простое, двусост., распр., осложнено вв.словом) сущ. прич. оборот гл. нар. нар. Солнце, ещё не вошедшее в силу, греет бережно и ласково. (Пов., невоскл., простое, двусост., распр., осложнено обособленным определением и однородн. обст.)
Синтаксический разбор словосочетания:
План разбора: 1. Вычленить словосочетание из предложения (при необходимости). 2. Указать главное и зависимое слово. 3. Определить вид словосочетания по главному слову. 4. Определить тип связи в словосочетании. Образец разбора: Х Скоро наступит (глагольное, примыкание) Х Долгожданная весна (именное, согласование) Х Люблю леса (глагольное, управление) Словообразовательный разбор Морфологические способы словообразования · Приставочный способ словообразования Побелеть < по + белеть (приставочный) Перекрасить < пере + красить (приставочный) Предобрый < пре + добрый (приставочный) Пригород < при + город (приставочный) · Суффиксальный способ образования Тёпленький < тёплый + еньк (суффиксальный) Слоник < слон + ик (суффиксальный) Создатель < создать (суффиксальный) Белеть < белый + е (суффиксальный) Быстро < быстрый + о (суффиксальный) Читающий < читать + ющ (суффиксальный) Читаемый < читать + ем (суффиксальный) Читавший < читать + вш (суффиксальный) Прочитанная < прочитать (суффиксальный) Глядя < глядим + я (суффиксальный) Плача < плачем + а (суффиксальный) Крикнув < крикнуть + в (суффиксальный) Крикнувши < крикнуть + вши (суффиксальный) Увлекши < увлечь + ши (суффиксальный) · Приставочно-суффиксальный (конфиксальный) способ образования слов Предместье < пред + место +[ j ][ э ] (приставочно-суффиксальный) Выспаться < вы + спать + ся (приставочно-суффиксальный) Подземный < под + земля + н (приставочно-суффиксальный) Разболеться < раз + болеть + ся (приставочно-суффиксальный) Насухо < на + сухой + о (приставочно-суффиксальный) · Бессуффиксный способ образования слов (бессуффиксальный) Осмотр < осмотреть (бессуффиксный) Замена < заменить (бессуффиксный) Ход < ходить (бессуффиксный) Глубь < глубокий (бессуффиксный) Высь <высокий (бессуффиксный) · Сложение (слов или основ с соединительной гласной или без неё) Магазин – салон < магазин + салон Выставка – ярмарка < выставка + ярмарка Кресло – качалка < кресло + качалка Лесостепь < лес (о) степь · Сокращение основ а) начальная часть слова + целое слово Стенгазета < стенная газета б) из начальных слогов Завхоз < заведующий + хозяйство Местком < местный + комитет Юннат < юный + натуралист Завмаг < заведующий + магазин в) звуков Вуз, ЦУМ, РОНО, ГУМ, СМИ, БАМ г) буквенный Морфологические способы словообразования · распад на омонимы: Дворник (человек) < дворник (в машине) Ёрш (рыба) < ёрш (щётка) · слияние словосочетания в слово: Быстротекущий < быстро текущий Вышеупомянутый < упомянутый выше Сегодня < сего дня Спасибо < спаси Бог · переход слова в другую часть речи: Благодаря за помощь (деепричастие) – благодаря ей (предлог) Ранним утром (существительное) – отправимся утром (наречие) - субстантивация Имя существительное < имя прилагательное (причастие) Больной, столовая, учительская, проходная, учащиеся Фонетический разбор слова: План разбора: 1. Слоги, ударение. 2. Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены. 3. Согласные звуки: звонкие и глухие; твёрдые и мягкие; какими буквами обозначены. 4. Количество звуков и букв. Образец разбора: ? ? Ель – ник – [j’эл’н'ик] – 2 слога - [j’] – согласный, звонкий, мягкий, е - [э] – гласный, ударный, л – [л’] – согласный, звонкий, мягкий, ь ------------------------- н – [н’] – согласный, звонкий, мягкий, и – [и] – гласный, безударный, к – [к] – согласный, глухой, твёрдый. __________________________________ 6 букв, 6 звуков. План разбора по учебнику М. Разумовской: 1. Слоги, ударение. 2. Гласные звуки: степени редукции; ударные и безударные; какими буквами обозначены. 3. Согласные звуки: звонкие и глухие; твёрдые и мягкие; какими буквами обозначены. 4. Количество звуков и букв. Образец разбора: II I ? ? Мо – ло – дой – [мъл^доj’] – 3 слога м – [м] – согласный, звонкий, твёрдый, о – [ъ] – гласный, безударный, л – [л] – согласный, звонкий, твёрдый, о – [^] – гласный, безударный, д – [д] – согласный, звонкий, твёрдый, о – [о] – гласный, ударный, й – [j’] – согласный, звонкий, мягкий. __________________________ 6 букв, 6 звуков. I степень (ступень) редукции II степень (ступень) редукции О После твёрдых После твёрдых Ъ А После мягких После мягких Иэ Ь Э После твёрдых После твёрдых Ыэ Ъы И После мягких После мягких И Ы И После твёрдых После твёрдых Ы У Ы После твёрдых После твёрдых У У 1 ступень редукции – абсолютное начало слова, 1-ый предударный слог. 2 ступень редукции – все остальные безударные слоги. Синтаксический разбор сложного предложения: Порядок синтаксического разбора сложносочинённого предложения План разбора: O Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное). O Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное). O Сложное. O Союзное. O Сложносочинённое. O Количество частей в составе сложного, их границы (выделить грамматические основы в простых предложениях). O Средства связи между частями (указать союзы и определить значение сложного предложения). O Схема предложения. Образец разбора: Была зима, но все последние дни стояла оттепель. (И.Бунин). (Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое, состоит из двух частей, между первой и второй частями выражено противопоставление, части соединены противительным союзом но.) Схема предложения: [ ]1, но [ ]2. Порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения План разбора: O Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное). O Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное). O Сложное. O Союзное. O Сложноподчинённое. O Количество частей (выделить грамматические основы в простых предложениях). O Главная и придаточная части. O Что распространяет придаточная часть. O Чем присоединяется придаточная часть. O Расположение придаточной части. O Тип придаточной части. O Схема сложноподчинённого предложения. Образец разбора: Когда она играла внизу на рояле1, я вставал и слушал2. (А.П. Чехов) (Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, состоит из двух частей. 2-я часть главная, 1-я – придаточная, придаточная часть распространяет главную часть и присоединяется к ней союзом когда, придаточная часть располагается перед главной, тип придаточной части – придаточное времени). Схема предложения: Когда? (союз когда…)1, [ … ]2. придаточное времени Сущ.. глаг. союз мест. Глаг. пр. прил. сущ. Путники увидели, что они находятся на маленькой поляне. (Повеств., невоскл., сложное, СПП с прид. изъяснительным, 1) нераспр., двусост., полное. 2) распр., двусост., полдное). [ ____ ], (что…). Порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения План разбора: O Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное). O Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное). O Сложное. O Бессоюзное. O Количество частей (выделить грамматические основы в простых предложениях). O Схема предложения. Образец разбора: Песенка кончилась1 – раздались обычные рукоплескания2. (И.С. Тургенев) (Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух частей, первая часть указывает на время действия того, о чём говорится во второй части, между частями ставится тире.) Схема предложения: [ ]1 - [ ]2 . Морфологический разбор Самостоятельные части речи · Глагол План разбора: I. Часть речи. Общее значение (действие). П. Морфологические признаки. 1. Начальная форма (неопределенная). 2. Постоянные признаки: а) вид, б) переходность - непереходность, в) возвратность - невозвратность*, г) спряжение. 3. Непостоянные признаки: а) наклонение, б) время (если есть), в) число, г) лицо (если есть), д) род (если есть). III. Синтаксическая функция (каким членом предложения является). Образец разбора: Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб. (И.А.Бунин) I. Исчезает — глагол, обозначает действие. II. Морфологические признаки. 1. Начальная форма — исчезать. 2. Постоянные признаки: а) несовершенный вид, б) непереходный, в) невозвратный, г) I спряжение. 3. Непостоянные признаки: а) изъявительное наклонение, б) настоящее время, в) единственное число, г) 3-е лицо. III. В предложении является простым глагольным сказуемым. Запах (что делает?) исчезает. В ответном письме папа просил сообщить ему содержание лекций, которые я буду слушать. (В.Вересаев) I. Просил — глагол, обозначает действие. II. Морфологические признаки. 1. Начальная форма — просить. 2. Постоянные признаки: а) несовершенный вид, б) переходный, в) невозвратный, г) II спряжение. 3. Непостоянные признаки: а) изъявительное наклонение, б) прошедшее время в) единственное число, г) мужской род. III. В предложении является простым глагольным сказуемым: Папа (что делал?) просил. Сообщить — глагол, обозначает действие. II. Морфологические признаки. 1. Начальная форма — сообщить. 2. Постоянные признаки: а) совершенный вид, б) переходный, в) невозвратный, г) II спряжение. 3. Непостоянные признаки: нет, так как глагол употреблен в неопределенной форме. · Причастие План разбора: I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение (признак по действию). От какого глагола образуется. П. Морфологические признаки: Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода). 1. Постоянные признаки: а) действительное или страдательное, б) время, в) вид. 3. Непостоянные признаки: а) для страдательных — полная или краткая форма, б) падеж (у причастий в полной форме), в) число, г) род (для ед. числа). III. Синтаксическая функция (каким членом предложения является). Образец разбора: Дома подступали почти вплотную к опущенному окну. (Б.Пастернак) I. (К) опущенному (окну) — причастие, особая форма глагола, обозначает признак предмета по действию (окно, которое опустили), образовано от глагола опустить. П. Морфологические признаки: 1. Начальная форма — опущенный. 2. Постоянные признаки: а) страдательное, б) прошедшее время, в) совершенный вид. 3. Непостоянные признаки: а) полная форма, б) дательный падеж, в) единственное число, г) средний род. III. В предложении является согласованным определением. К окну (какому?) опущенному. · Деепричастие План разбора: I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение (добавочное действие). П. Морфологические признаки. 1. Начальная форма (неопределенная форма глагола). 2. Постоянные признаки: а) вид, б) неизменяемость. III. Синтаксическая функция (каким членом предложения является). Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пёстро раскрашенной будочке... (М.А.Булгаков) I. Попав — деепричастие, особая форма глагола, обозначает добавочное действие (попали и II. Морфологические признаки. 1. Начальная форма — попасть. 2. Постоянные признаки: а) совершенный вид, б) не изменяется. III. В предложении входит в состав обособленного обстоятельства времени, выраженного деепричастным оборотом. · Имя существительное План разбора: I. Часть речи. Общее значение (предмет, предметность). П. Морфологические признаки. 1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа). 2. Постоянные признаки: а) собственное — нарицательное, б) одушевленное — неодушевленное, в) абстрактное — конкретное — вещественное — собирательное* г) род, д) склонение. 3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число. III. Синтаксическая функция (каким членом предложения является). Образец разбора: Гость повернул свое лицо. I. Лицо — имя существительное, обозначает предмет. П. Морфологические признаки. 1. Начальная форма — лицо. 2. Постоянные признаки: а) нарицательное, б) неодушевленное,
в) конкретное, г) средний род, д) 2-е склонение. 3. Непостоянные признаки: а) употреблено в винительном падеже, б) в единственном числе. III. В предложении является прямым дополнением. Повернул (что?) лицо. ... восстановило команду против упрямца и задиры... I. Команду — имя существительное, значение предметности. II. Морфологические признаки. 1. Начальная форма — команда. 2. Постоянные признаки: а) нарицательное, б) неодушевленное, в) женский род, г) 1-е склонение. 3. Непостоянные признаки: а) употреблено в винительном падеже, б) в единственном числе. III. В предложении является прямым дополнением. I. Упрямца — имя существительное, значение предметности. II. Морфологические признаки. Начальная форма — упрямец. Постоянные признаки: а) нарицательное, б) одушевленное, в) мужской род, г) 2-е склонение. 2. Непостоянные признаки: а) употреблено в родительном падеже, б) в единственном числе. III. В предложении является косвенным дополнением. · Имя прилагательное План разбора: I. Часть речи. Общее значение — признак предмета. П. Морфологические признаки. 1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода). 2. Постоянные признаки: а) качественное, б) относительное, в) притяжательное. 3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма; 2) у всех прилагательных: а) падеж, б) число, III. Синтаксическая функция (каким членом предложения является). Образец разбора: ... разговариваем о теперешнем состоянии России ... I. Теперешнем (состоянии) — имя прилагательное, обозначает признак предмета. предмета. Морфологические признаки. 1. Начальная форма — теперешний. 2. Постоянные признаки: относительное. 3. Непостоянные признаки: а) употреблено в предложном падеже, б) в единственном числе, в) в среднем роде. III. В предложении является согласованным определением. О состоянии (каком?) теперешнем. Воздух чист I. Чист — имя прилагательное, обозначает признак предмета. П. Морфологические признаки. 1. Начальная форма — чистый. 2. Постоянные признаки: качественное. 3. Непостоянные признаки: а) употреблено в краткой форме, б) в единственном числе, в) в мужском роде. III. В предложении входит в состав именного сказуемого. Воздух (каков?) чист. · Имя числительное План разбора: I. Часть речи. Общее значение. П. Морфологические признаки. 1. Начальная форма (именительный падеж). 2. Постоянные признаки: а) простое или составное, б) количественное / порядковое, в) разряд (для количественных). 3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число (если есть), в) род (если есть). III. Синтаксическая функция (каким членом предложения является). Образец разбора: Поезд приехал в три часа. I. (В) три (часа) — имя числительное, обозначает число. II. Морфологические признаки. 1. Начальная форма — три. 2. Постоянные признаки: а) простое, б) количественное, в) обозначает целое число. 3. Непостоянные признаки: употреблено в винительном падеже. III. В предложении является обстоятельством времени. Мы застыли в ожидании первой трели. I. Первой (трели) — имя числительное, обозначает порядок при счете. П. Морфологические признаки. 1. Начальная форма — первый. 2. Постоянные признаки: а) простое, б) порядковое. 3. Непостоянные признаки: а) употреблено в родительном падеже, б) в единственном числе, в) в женском роде. III. В предложении является согласованным определением. Трели (какой?) первой. · Местоимение План разбора: I. Часть речи. Общее значение. П. Морфологические признаки. 1. Начальная форма. 2. Постоянные признаки: а) разряд, б) лицо (если есть). 3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число (если есть), в) род (если есть). III. Синтаксическая функция (каким членом предложения является). Образец разбора:
Вы себе мелеете вообразить... I. Вы — местоимение, указывает на лицо. II. Морфологические признаки. 1. Начальная форма — вы. 2. Постоянные признаки: а) личное, б) 2-е лицо, в) множественное число. 3. Непостоянные признаки: употреблено в именительном падеже. I. Себе — местоимение, указывает на лицо. П. Морфологические признаки. 1. Начальная форма — себя. 2. Постоянные признаки: возвратное. 3. Непостоянные признаки: употреблено в дательном падеже. III. В предложении является косвенным дополнением. · Наречие План разбора: I. Часть речи. Общее значение. П. Морфологические признаки. 1. Неизменяемое слово. 2. Разряд но значению. 3. Степени сравнения (если есть). III. Синтаксическая функция (каким членом предложения является). Образец разбора: ... как часто я бываю... I. Часто — наречие, обозначает признак действия. П. Морфологические признаки. 1, Неизменяемое слово. 2. Обстоятельственное, наречие меры и степени. III. В предложении является обстоятельством меры и степени. Служебные части речи · Предлог План разбора: I. Часть речи. Общее значение. П. Морфологические признаки: а) простой или составной б) производный или непроизводный в) неизменяемость Образец разбора: Над - предлог I. Вставал над землёй П. Морф призн.: прост., непроизв., неимзм. · Союз План разбора: I. Часть речи. Общее значение. П. Морфологические признаки: а) сочинительный или подчинительный б) простой или несоставной в) неизменяемость Образец разбора: И - союз I. Оглянулась и увидела II. Морф призн.: сочинит., прост., неимзм. · Частица План разбора: I. Часть речи. Общее значение. II. Разряд Образец разбора: Же - частица I. Доп.знач.усиления П. Смысл. Морфемный разбор План разбора: O Формообразующие суффиксы глаголов : -л- (суффикс глагола прошедшего времени); -ть- (-ти-) (суффикс инфинитива), суффиксы причастий и деепричастий – не входят в основу слова: Писал, читать, принести. O У глаголов, оканчивающихся на –чь, -чь входит в состав корня: Жечь, беречь. O Возвратные суффиксы –ся, -сь входят в основу слова: Открывается.
III. В предложении является дополнением. Просил (о чём?) сообщить.
бросились).
в) род.
Приехал (когда?) в три часа.
III. В предложении является подлежащим.